14 дней, которые потрясли… часть 7

День тринадцатый и четырнадцатый 30-31 марта

Последний пункт нашего большого китайского путешествия – Шанхай, самый американский из всех китайских городов. Или не американский, а европейский –Шанхай часто называют «Восточным Парижем». Да это и не слишком важно, какой ярлык к нему привесить. Просто этот город, безусловно, имеет свое лицо, очень отличное от всех остальных виденных нами китайских городов.

Скорее всего, дело в том, что атмосфера в городе другая. Нет, с воздухом все в порядке – то есть он, как и в остальном Китае, все такой же грязный, горло першит через некоторое время пребывания на улице. Тем не менее, есть что-то такое в шанхайском воздухе, что заставляет людей быть веселее, раскованнее, чаще улыбаться, громче разговаривать. На улицах много иностранцев, так что мы не сильно выделялись из толпы, в отличие от других городов, где китайцы постоянно приставали с просьбами сфотографироваться вместе с Антоном, и так и норовили погладить по его белокурой голове.

Утром, чтобы скоротать время до запланированной экскурсии, мы вышли прогуляться в парк по соседству с нашим отелем. И были поражены, увидев огромное количество людей в парке, которые, разбившись на группки, занимались оздоровительными процедурами.

Одна группа занималась китайской гимнастикой тай чи. Другая группа танцевала под музыку, льющуюся из принесенного магнитофона. Третьи делали сложные комбинации с мечами. Особенно нам понравилась группа женщин, танцующих с веерами. Мы прямо-таки глаз не могли от них отвести, так плавно, красиво, а главное – самозабвенно они двигались.

В первой половине дня мы съездили в один из самых знаменитых шанхайских храмов – Храм нефритового Будды, в котором хранятся две бесценные статуи Будды, каждая из которых выточена из цельного куска белого нефрита. Храм этот действующий, в нем живут монахи, и регулярно проводятся службы.

Ланчем в этот день нас кормили на фабрике – на этот раз наш гид повез нас посмотреть на процесс изготовления шелка. Любование на шелкопрядных червей аппетита, конечно, не прибавило. Но после получасового блуждания по магазину и приставаний продавцов, пытающихся впарить легкие и удобные одеяла, набитые шелковыми нитями, мы уже готовы были перекусить. На десерт нам подали какой-то сложный пирог, говорят, что из акульих плавников – на вид блюдо симпатичное, а на вкус – очень трудно разжевывающееся.

После ланча мы отправились в район под названием Yuyuan, где планировали посетить одноименный парк, являющийся образцом классического китайского паркового дизайна.

Но неприятный случай поменял все наши планы. Дело в том, что нам понадобилось снять в банкомате деньги, чтобы заплатить за билеты на шоу акробатов, куда мы собирались пойти вечером. Мы остановились у банкомата местного банка, попытались снять деньги, банкомат нам выдал квитанцию, что деньги сняты, а самих денег мы не получили. За нами в очереди стоят какой-то мужчина, на которого мы сначала не обратили внимание. Мы вышли на улицу, стали обсуждать ситуацию с нашим гидом. Потом опять вернулись в банкомат, и наш гид принялся звонить в банк, выяснять в чем дело. Мужичок, который до этого стоял за нами в очереди, опять нарисовался неподалеку от банкомата. Нам это показалось странным. Странности продолжились, когда наш гид выдал нам какую-то ахинею, что мол, все нормально, так и должно быть: в банкомате мы получаем квитанцию, а потом с этой квитанцией мы должны подъехать в банк, находящийся в нескольких кварталах от банкомата, чтобы получить деньги.
Очень нам вся эта ситуация не понравилась. И вместо осмотра парка мы с Денисом стали звонить в наш японский банк, чтобы заблокировать карточку от греха подальше. Денис как раз незадолго до этого читал про всякие мошенничества с банкоматами, на которые умельцы приделывают какие-то штуки, а потом пин-коды считывают, и тому подобное. Мужичок опять же этот, который там все время крутился. Кто их знает в этом Китае, то ли они просто иностранные карточки не любят, то ли что похуже.

Короче, карточку мы свою заблокировали, а потом поменяли йены в отеле, чтобы заплатить за билеты. Но в результате всех этих разборок парк мы так и не посмотрели.

Настроение наше, правда, улучшилось, когда мы приехали в Пудонг – деловой район Шанхая, где находится наибольшее количество небоскребов. Здесь же стоит знаменитая телевизионная башня, третья в мире по высоте после торонтской и московской. Шанхайская башня носит название «Восточная жемчужина» – крупные блестящие шары в основании и на вершине башни, а также пять шаров меньшего размера, располагающиеся между ними, действительно, чем-то напоминают гигантские жемчужины. Люди с более живым воображением, вообще, уверяют, что это два дракона играют с жемчужинами.

В верхней жемчужине оборудована смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на город и реку Хуанг Пу, разделяющую город на восточную и западную части. Кстати, именно из порта на этой реке отходит паром, на котором можно доплыть до японского города Осака.

Мы полюбовались видами города с башни, а потом переехали через реку на западную часть города и посмотрели на Пудонг и башню с противоположной стороны.
А вечером мы побывали на акробатическом шоу. Шанхайские акробаты знамениты на весь мир, и хотя мы видели какие-то номера до этого – в Чикаго как-то привозили подобное шоу и в Cirque de Soleil есть программа с китайскими гимнастами – смотреть на этих великолепных артистов было очень интересно. Поразительные вещи они выделывают – и девочки, крутящие тарелочки, и мальчики, скользящие вниз по шестам с неимоверной высоты, и десять велосипедисток, лихо восседающих на единственном велосипеде. Я даже немного пофотографировала из-под полы, но фотографии, конечно, не могут передать всю эту гибкость, ловкость, выходящие за пределы человеческих возможностей.

А на следующий день нам уже надо было уезжать. Честно говоря, мы даже уже и рады были, как-то устали от длительного путешествия и массы впечатлений, по большей части, конечно, приятных. У нас был заказан трансфер до аэропорта на машине. Но тут Денис (некстати, на мой взгляд) вычитал, что именно в Шанхае ходит этот знаменитый Maglev поезд на воздушной подушке, развивающий скорость в 400 км/ч. Можете не сомневаться – естественно, мы поехали в аэропорт на этом поезде.

Я сейчас скажу, наверное, ужасную вещь, с которой Денис ни в коем случае не согласится, но, на мой взгляд, поезд этот – очередная китайская разводка. И вот почему:
Едет этот поезд от специального вокзала в Пудонге, от которого до аэропорта и так не очень далеко. Было бы гораздо круче, если бы ходил он откуда-то из центра города. А так – пока сначала через все пробки доберешься до этого вокзала, эти 7 минут в поезде уже погоды не делают, и совершенно не впечатляют.

Со скоростью тоже не все гладко – утром и вечером (когда как раз пассажиров больше всего) поезд почему-то только 300 км/ч делает, а свои рекордные 431 км/ч может демонстрировать только в дневные часы. Непонятно, почему так?
Вообщем, шуму много, а так – японские шинкансены гораздо полезнее, и не намного медленнее. Но это я так, ворчу немножко…

А на самом деле, китайские рассказы, наконец-то, закончены. Фотографии,опять же – наконец-то, рассортированы, лишние стерты, а оставшиеся – все в Пикасе. Плохие моменты уже почти совсем забылись, а хорошие – вспоминаются с радостью и умилением. Так что кто знает, может все-таки многоразовая годовая виза нам еще и пригодится? 🙂