Рождество в Копенгагене с продолжением в Стокгольме -5

Декабрь 23-30, 2023

Скандинавия – 1, 2, 3, 4

Следующий день у нас был музейным. Конечно, мы не собирались посмотреть все сто музеев, находящихся в Стокгольме. Выбрали только два, хотя выбирать было очень трудно. Тут много интересных музеев – несколько технических, несколько художественных. Есть музей Северных народов, находящийся в очень красивом здании. Есть музей группы АББА. Я очень хотела сходить в детский музей Юнибакен, где катают на паровозике по книжкам Астрид Лингрен. Вот там -то, наверное, мы нашли бы Карлсона?
Но большинством голосов решили пойти в два других музея – этнографический парк Скансен и музей корабля Васа.  Оба эти музея расположены на специальном музейном острове Юргорден, где кроме этих двух, располагаются еще несколько других музеев.

От нашего отеля до острова можно было дойти минут за двадцать, но мы решили поберечь ноги, которым еще целый день по музеям ходить, и поехали на трамвае.
Сначала не могли понять, как платить за трамвай, потому что вроде в самом трамвае не увидели мест, куда можно карточку приложить. Поэтому спустились в метро и купили билеты в кассе. Оказалось, что по трамваю ходит кондуктор с машинкой для карточек и телефонов, на которой сразу высвечивается транзакция. Интересно, что стокгольмские трамваи ездят практически бесшумно, как и поезда.
На музейном острове – красота. Все покрыто снегом. А когда мы вошли в парк Скансен, начал идти снег. И мы гуляли под снегом, прямо как в какой-то зимней сказке.

Парк Скансен уникальный. Там собраны дома из разных частей Швеции. И во многих из них работают люди, демонстрируют старые ремесла. Мы зашли в стекольную мастерскую. Посмотрели, как делают стеклянных гномов. Приценились потом к ним в сувенирном магазине, решили не покупать. Дорого все в этой вашей Швеции)))

Зашли к переплетчикам книг. Посмотрели, как на улице работал кузнец. И зашли в пару жилых домов, где все было устроено, как в старину – с печками, облицованными плитками, и бабушками в старинных платьях.

На улице то там, то здесь были устроены костры в железных мангалах, у которых можно было погреться.

А в центре деревни был устроен рождественский рынок. Правда, уже не все павильоны были открыты. Но самые важные (для нас) работали: можно было купить сырые сосиски и пожарить их самим на огне. Мы, правда, сосиски покупать не стали, но купили маршмеллоу, и Филипп с Антоном поджарили их костре.

Выпили по стаканчику глега. Я уже писала, что еще в Копенгагене мы пристрастились к глинтвейну и глегу. Очень вкусно, особенно на холодном воздухе. Потом мы еще прикупили жареных в сахаре орехов, и стало совсем хорошо.

А потом дети рассмотрели палатку, где продавали скандинавские круглые блинчики. Мы заказали себе порцию. Думали, нам сейчас положат в тарелочку готовые блинчики. А тут, оказывается, все серьезно. Продавец этой палатки сначала замесил тесто из воды и специальной блинной смеси. Потом разлил его в специальную форму для круглых маленьких блинчиков и испек их. И мы получили блинчики прямо с пылу, с жару. Были очень интересно и вкусно.

Филипп был просто счастлив от вида снега. Прыгал в сугробы, катал снежки, жонглировал. Соскучился мальчик по снегу.

Удивила меня сельская деревянная церковь, которая оказалась внутри просто огромной. А снаружи так и не скажешь. Там даже орган был большой. А еще там внутри почему-то висели не только иконы, но и большие старинные часы. Странно немного было это увидеть в церкви около алтаря.

Потом мы пошли посмотреть зоопарк, там обещали показать разных северных животных. Нашли лосей. Они, правда, лежали на снегу и не собирались вставать, поэтому их не очень хорошо было видно.

А вот северные олени показались во всей красе.

В помещении детского зоопарка было интересное место, где живут кошки. Там стояла огромная прозрачная бочка с детскими сосками. Шведские дети, когда приходит пора отучаться от соски, приносят их сюда и отдают кошечкам. Тогда, наверное, не так жалко с сосками расставаться. Очень прикольная традиция.

Мы отлично нагулялись на свежем воздухе. Вышли из парка и пошли искать, где бы поесть. На территории острова, кроме музеев, еще есть много разных кафе и ресторанов. Пока искали, куда бы присесть, прошли мимо музея Аббы – запечатлелись на память.

После обеда пошли в музей корабля Васа. В шестнадцатом веке был построен этот парусный корабль, который выплыл в свое первое плавание, проплыл двадцать минут и затонул. Говорят, корабль был неправильно спроектирован: слишком узкий внизу и слишком тяжелый сверху. Порыв ветра просто положил его на бок. А через пушечные отверстия, которые были открыты, так как при отплытии давали пушечный салют, быстро набралась вода.

Триста лет корабль пролежал на дне. А в середине 20-го века его подняли на поверхность. Он оказался практически не поврежденным временем и водой. Как сказала наш экскурсовод, в водах залива содержатся какие-то химические вещества, которые способствовали сохранению корабля. Не знаю уж, что там за вещества, но вода, которая идет из кранов в Стокгольме, да и в Копенгагене, – очень чистая и вкусная. И волосы от нее после мытья очень приятными становятся. Мне скандинавская вода очень понравилась.

Васа, какой мы ее видим сейчас в музее, на 98 процентов состоит из оригинальных деталей. Только веревки поменяли и болты. А дерево все старое.

Когда мы были в Англии, мы ездили в город Порсмут и видели там корабль 15-го века Mary Rose, который тоже подняли со дна. Но там весь корабль огорожен огромным стеклом, и в зале полумрак для сохранения корабля. Возле Васы же можно свободно гулять и рассматривать ее очень близко.

Мне еще понравилось само здание музея, сделанное в виде большого корабля и полностью деревянное внутри. Знаменитый скандинавский дизайн, по-максимуму использующий природные материалы. У нас, кстати, даже карточки-ключи от номеров в отелях и в Копенгагене, и в Стокгольме были деревянные.

В музее Васы на окнах тоже висели рождественские звезды. Только несколько необычной формы.

Устали мы ходить по музеям. Вернулись без задних ног в отель на трамвае . А вечером у нас еще ужин был запланирован в старинном ресторане, который работает аж с 1722 года. Антон его откопал в каких-то ресторанных рейтингах. Ресторан расположен в старом городе Гамла Стан, но идти туда пешком уже ни у кого не было сил. Тем более, что красивый утренний снег сменился мелким дождем. Решили на всякий случай проверить убер, и оказалось, что в Стокгольме он работает, и стоит довольно дешево. По крайней мере, нам четверым было дешевле ездить на убере, чем на общественном транспорте. Да даже на троих уже было бы дешевле. Но у них тут в Стокгольме, вообще, все запутано с ценами. Вот, например, в день отъезда  в аэропорт мы поехали на специальном экспрессе “Арланда”, в котором ценообразование совсем другое – чем больше народу едет, тем дешевле: билет на одного человека стоит 320 крон, а на троих – всего 520. А Филипп, вообще, бесплатно ехал, так как детский билет дают бесплатно, если ребенок едет с оплаченным взрослым.

Но вернемся к нашему ужину. Ресторан, действительно, выглядел очень аутентично. Малюсенький зал, полумрак со свечами. Даже в люстрах у них горели настоящие свечи.

Меню совсем коротенькое: несколько закусок и всего три варианта главных блюд.  Мои мужчины все дружно взяли тефтельки. А мне пришлось взять лососевый пудинг. Я ведь тефтели уже вчера ела.

Надо сказать, что во вчерашнем ресторане тефтели мне понравились больше, хотя тот ресторан и не был таким заслуженным. Но зато здесь тефтели подавали с пюре – как и положено, на наш взгляд.
Десерты тоже были дизайнерские)))

Обратно мы тоже поехали на убере, потому что дождь уже припустил не на шутку.  Жалко было смотреть, как исчезает белый покров на дороге и рассеивается наша белая сказка. Даже удивительно, что я тут страдаю от отсутствия снега. Но почему-то мне снег в Стокгольме очень пришелся по душе.