Блеск и нищета Таиланда

Всем привет, мы вернулись из Таиланда. Хотелось бы, конечно, начать рассказ так: «Путешествие наше было сказочным», или «Мы вернулись из поездки в самую красивейшую страну юго-восточной Азии». По крайней мере, такие у меня были ожидания перед тем, как мы туда поехали. Но вот съездили, и впечатления совсем другие, очень двойственные: с одной стороны – безумно, нереально красивые храмы, а с другой стороны – лачуги, трущобы, и дети, купающиеся в грязнейших водах бангкокских каналов. Или с одной стороны – один из самых лучших отелей на острове Пукет, а с другой стороны – постоянный дождь, который то идет сильнее, то слабее, но наслаждаться отдыхом мешает однозначно.

Но обо всем по-порядку.

Прилетели мы в Бангкок на самолете Тайских авиалиний, без сомнения, одной из лучших авиакомпаний в мире. Стоит только посмотреть на красивейших стюардесс, расхаживающих по салону в изумительных нарядах из сиреневого, лилового, розоватого и желтоватого тайского шелка. Кресла в салоне самолетов тоже очень нарядные, разноцветные, прямо по цветам платьев стюардесс. Кормят тоже довольно вкусно, а по прилету каждой женщине-пассажиру вручают веточку живой орхидеи, которую можно приколоть, как брошку.

Прилетели мы в банкогский аэропорт Суварнабхуми (Suvarnabhumi), построенный совсем недавно. Аэропорт громадный, красивый. Правда, находится довольно далеко от города. Но нам, летающим из токийской Нариты, находящейся, действительно, за тридевять земель от Токио, это расстояния показалось небольшим. А вот стиль тайского вождения напугал, и очень напомнил что-то такое родное. Разметка на дорогах есть, но ее особо никто не соблюдает, ограничения скорости указаны, но опять-таки, никто скорость не сбрасывает. И по обочине, если очень нужно обогнать, все едут, как будто так и надо. Не правда ли, где-то мы такое уже видели? Вот пробок особых нет, мы, во всяком случае, нигде подолгу не стояли.

В бангкокском отеле больше всего поразила малочисленность постояльцев. После Японии, где народу всегда много, и даже больше, чем нужно, было совсем странно купаться, например, в огромном бассейне в окружении всего двух-трех человек. Мы даже спросили у работника отеля, в чем проблема, и всегда ли так. На что он сказал, что сейчас, когда идет сезон дождей, заполняемость отелей где-то процентов шестьдесят. Я, честно говоря, готова сильно усомниться в его цифрах – на мой взгляд, и тридцати процентов там не было, или все постоянно сидели в своих номерах и носу не выказывали. Но мы зато имели исключельную возможность эксклюзивно гулять по великолепному тропическому парку отеля и плавать  в симпатичном бассейне.

На другой день мы поехали на экскурсию в императорский дворец (Grand Palace), на территории которого находится также храм Изумрудного Будды (Wat Phra Kaeo). Когда впервые ступаешь на двор храма, честно говоря, дух захватывает – островерхие башни, устремленные в небо, мозаичные крыши домов, и золото, золото, золото…Глаза слепит от всего этого великолепия.

Внутри главного зала храма на высоком пъедестале восседает Будда, изготовленый из цельного куска нефрита (jade). За зеленый цвет камня эта статуя Будды получила название изумрудной. Каменная статуя одета в золотые одежды, и три раза в год, в зависимости от сезона Будда меняет свой роскошный наряд. Причем, переодевать Будду имеет право только сам император. Да, нелегко, наверное, приходится нынешнему императору Раме IX, ведь в декабре ему исполняется 80 лет.

Своего императора тайцы очень любят, о чем непременно сообщают многочисленные плакаты с портретом самого Рамы и членов его семьи. (На портретах, кстати, император почему-то всегда изображен этаким мужчиной в самом расцвете сил, лет 40-50 от силы, а никак не восьмидемятилетним). Император родился в понедельник, а этот день в Таиланде ассоциируется с желтым цветом. И поэтому каждый понедельник очень многие тайцы ходят в одежде желтого цвета. Это не туристская байка, мы своими глазами видели (и я тоже в понедельник случайно приобщилась – пошла гулять в желтой кофточке).

После Изумрудного Будды мы решили пойти посмотреть Будду Лежащего (Reclining Budda) в соседнем храме Wat Pho. Пройти метров пятьсот от одного храма до другого оказалось нелегко. Надо было идти по импровизированному базару, где прямо на земле торговцы разложили свои «богатства». Покупателей и праздношатающихся много, тут же пробираются со своими тележками многичисленные коробейники, разносящие еду и воду. Чем-то мне это напомнило калужский рынок – тоже такое многолюдье на фоне старинных храмов. Только в России особо никто ни на кого не смотрит, а в Таиланде все почему-то норовять дать какие-нибудь советы бедным туристам. При этом никто этих советов, естественное дело, не спрашивает, и куда кто идет никому не сообщает. Нет, тайцы все равно пытаются подходить и советовать, что нужно идти туда, или что этот храм сейчас закрыт, и т.п. И с этим мы сталкивались много раз – только стоит подойти к какой-нибудь туристической карте, которых много расставлено по городу, как тут же рядом окажется какой-нибудь таец и услужливо ткнет в карту, типа, «We are here» (Мы находимся здесь).

Так и не знаем, то ли все это от природной услужливости и из искреннего желания помочь, то ли это какая-нибудь уловка для туристов. Вообще-то, тайцы, работающие в отелях, ресторанах или туристическими гидами, действительно, очень вежливые, услужливые, и держатся с достоинством. В отличие, скажем, от мексиканцев или жителей Карибских островов, которые только и ждут, чтобы им дали чаевые. В тайских экскурсионных автобусах,например, даже табличек нет, что «Tips are greatly appreciated» (Чаевые очень приветствуются), и после окончания экскурсий гиды не провожают пассажиров  «с протянутой рукой», хотя чаевые им дают, и они берут соответственно.

В Таиланде даже Рональд говорит Sa-wa-dee-krab

Уличных же «добровольных помощников» мы обычно спокойно благодарили и шли по своим делам, не вступая в долгие разговоры. И до храма Лежащего Будды дошли совершенно спокойно.

Изумрудного Будду довольно сложно рассмотреть – статуя небольшая, сидит Будда высоко над землей. А вот Лежащий Будда предстал перед нами во всем своем гигантском великолепии.

Как говорят, самая знаменитая часть тела этого Будды – его ступни. Действительно, просто ювелирная работа с перламутром.

Но если сам Будда нас поразил, то вот храм, где находится эта статуя, произвел немного гнетущее впечатление. Красивейшие башни, оформленные тончайшими узорами из фарфора, явно нуждаются в реставрации. У некоторых башен почему-то уже нет верхушек, где-то фарфоровые цветы пооблупились, а где-то просто разбились. Ужасно жалко, ведь  каждая башня – настоящий шедевр.

Такие же смешанные чувства мы испытывали и дальше, когда гуляли по улицам Бангкока, и город нам открывался то во всем великолепии в виде прекраснейших храмов, то во всем своем убожестве в виде домов, в которых просто по определению не могут жить люди, и тем не менее живут. Уму непостижимо, как можно было создать всю эту красоту, как можно было придумать все эти формы, и сколько труда надо было вложить, чтобы собрать воедино все эти кусочки мозаик.  И так же невозможно видеть, как эта красота приходит в упадок, или как люди, создававшие эту красоту, живут в нечеловеческих условиях.

Апофеозом изучения контрастов Бангкока стала наша поездка по водным каналам. Как сообщили нам туристические справочники, такие водные экскурсии очень популярны и интересны. И мы, имея за плечами опыт плавания по каналам Венеции и Амстердама, не долго думая, арендовали традиционную тайскую лодку. Началось наше путешествие по реке Chaya Praya, главной реки Бангкока.


Движение по мутным водах реки очень оживленное  – множество больших и маленьких лодок снуют вдоль и поперек реки, перевозя туристов и местных жителей. На берегах с обеих сторон стоят высоченные здания дорогих отелей, а также замечательные храмы – храм Изумрудного Будды, с одной стороны, и храм Заходящего солнца (Wat Arun) – с другой.

И вот наша лодка сворачивает в шлюз, через который мы должны перебраться из реки в канал. И картина резко меняется. Просто как попадаешь из волшебной сказки в театр абсурда. Совершенно непонятное соседство страшных покосившихся лачуг с белоснежными виллами. Отделанные золотом верхушки храмов, и оборванные дети, играющие в ужасно грязной воде. И лозунги про то, как тайцы любят своего императора, развевающиеся на ветру на фоне  всего этого кошмара.


Непонятно, кто может получать удовольствие от прогулок по бангкокским каналам? Мазохисты? Я бы никому не советовала.

На какой-то минорной ноте заканчивается мой сегодняшний рассказ. Но уж как было…
Завтра постараюсь что-нибудь порадостней написать, например, про тайских слонов.

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *