Такой далекий Ближний Восток, или как мы съездили в Израиль и заехали в Иорданию -5

Израиль -1, Израиль -2, Израиль -3, Израиль -4

Февраль 15-22, 2020

Сегодня нам предстоит поездка в Иорданию, а именно – в Петру. Именно из-за неё мы приехали вчера так далеко в Эйлат.
Мы долго раздумывали на этапе подготовки. Во- первых, ехать, вообще, туда или не ехать. А во-вторых – если ехать, то с туром или самим. Самостоятельно – как-то все очень сложно получалось – с прохождением границы, с поисками транспорта от границы до Петры. С другой стороны, с туром все выходило ужасно дорого. Даже не буду здесь писать, сколько стоила эта наша однодневная поездка на троих, чтобы не пугать мою маму, которая это читает.
Только входной билет на одного взрослого стоит примерно 130 долларов по сегодняшнему курсу. Говорят, что Петра – самая дорогая достопримечательность в мире.
В общем, мы решили не заморачиваться, и поехали с организованным туром. Компанию выбрали по трипадвайзору. Заплатили депозит через интернет. Получили какие-то инструкции. И дальше оставалось только все проверить на деле.

Рано-рано утром нас из отеля забрал неизвестный товарищ, и привёз на израильско-иорданскую границу. Там нас встретила колоритная тетечка, представительница туркомпании, – такая настоящая израильская “мама,” и ещё три человека наших согруппников – итальяно-индийская пара и израильская женщина, которая путешествовала в одиночестве. Так что группа у нас получилась камерная, всего из шести человек.
Туристическая тетечка быстренько прокатала наши кредитки, собрала остатки денег за тур. Выдала всем стикеры, которые надо было наклеить на грудь, чтобы все сразу видели, что мы в составе группы. И дала какие-то специальные белые бумажки, которые надо было вложить в паспорт. Именно на эти бумажки ставили штампы израильские пограничники.
Потом она повела нас к израильской границе – как цыплят, контролируя каждый наш шаг. Прокатала наши паспорта в специальной машинке, поставила штампы на белые бумажки и дала дальнейшие указания – типа, идите по стрелкам к иорданской границе, где вас встретит какой-то Ахмед, который приведет к гиду и автобусу.

Территория между израильской и иорданской границами – это такая неширокая асфальтированная полоса, окруженная каменистой землей, на которой расставлены таблички “осторожно мины”. То есть идти надо только вперед, никаких отклонений влево-вправо.
На иорданский стороне все сумки надо было положить на ленту для просвечивания. У нашего индийского согруппника возникли небольшие проблемы. У него в рюкзаке лежали большие линзы для фотоаппарата, иорданским пограничникам это очень не понравилось, и они стали тщательно изучать размеры линз, недовольно качая головами. Но пришёл Ахмед – тоже очень колоритный мужик, громадного роста с необъятным брюшком – этакий настоящий “решала”. Поцокал языком, эмоционально поговорил о чем-то с пограничниками на непонятном языке. И они махнули рукой – типа, проходите.
Мы прошли к окошку, где нам проштамповали паспорта, и мы очутились внутри иорданского пограничного пункта среди каких-то непонятных неаккуратных построек-вагончиков и импровизированного магазина-кафе. Нас усадили на стульчики, предложили купить кофе, который нам тут же сварили на допотопной плитке, и мы ещё минут двадцать сидели и ждали, как нам сказали, когда полиция даст добро на выход нашей группы на волю. Ахмед в это время живо общался с иорданскими товарищами, которые болтались там на территории пограничного пункта. Я так понимаю, работа у него такая – поддерживать нужные связи, чтобы туристические группы пропускали без проблем.
Через какое-то время Ахмеду кто-то позвонил, и мы пошли к воротам границы, которые охранялись иорданскими солдатами при полном обмундировании. Ахмед сам открыл нам ворота, и сказал: “Добро пожаловать в Иорданию!” За воротами нас передали на руки нашему гиду по имени Али и посадили в небольшой автобусик. И мы поехали.

Прямо около границы находится Акаба – крупный портовый город Иордании. В окрестностях Акабы очень красиво, город со всех сторон окружен горами. И если Израиль, как я говорила, – ассоциируется у меня с песочно-желтым цветом, то Иордания предстала перед нами розово-красной. Эти красные горы, как сказал наш гид, и дали название Красному морю, на берегу которого располагается Акаба.

Дорога на Петру идет вдоль пустыни Вади Рам. Тут снимали множество фильмов, в том числе “Марсианин” и “Звездные войны”. Заезд в пустыню у нас был не запланирован, но израильская тетечка, которая была с нами в группе, упросила нашего гида сделать небольшую остановку для фотографий.

Пустыня очень красивая, необычная. На красном песке то тут, то там разбросаны каменные возвышенности причудливых форм.

Представляю, какая там красота, если углубиться в сердце пустыни. Мы же увидели лишь кусочек рядом с оживленной трассой. И пейзаж, к сожалению, портил мусор, разбросанный по обочинам дороги.

Ближе к Петре дорога стала подниматься в гору, и мы поднялись на высоту 1500 метров над уровнем моря. Вчера еще были в самой низшей точке земли, а сегодня забираемся вверх. На высоте – плотнейший туман. Видимость где-то метр. При этом движение на дороге довольно оживлённое. Туристические автобусы едут, такси продираются. Тяжело было нашему водителю.

Приехали, запарковались у туристического центра. Али, наш гид, побежал покупать билеты, и потом повел нас ко входу в туннель, ведущий к сокровищам Петры.

От туристического центра до входа в горный тоннель Сик, ведущий в самое сердце Петры, идти пешком минут пятнадцать. Но можно проехаться верхом на коне. При входе толпами стоят бедуины и предлагают свои услуги. И вроде бы проезд на коне включен в стоимость билета. Но чаевые не включены, и как сказал наш гид, про чаевые лучше договариваться заранеее. В нашей группе все решили идти пешком.

Дорога к Сику проходит в окружении желтых гор причудливых форм, созданных ветром. То тут, то там можно увидеть углубления в скалах, явно человеческой природы. Как объяснил нам гид, в скалах Петры набатеи хоронили своих умерших соплеменников. И эти вот углубления – ни что иное, как склепы. Самые “крутые” склепы находятся после туннеля. А здесь, наверное, нашли свой последний приют люди низшего класса.

И вот мы у входа в Сик – тоннель из высоких скал, образовавшийся в результате землетрясения.

По нам, наверное, видно, как на улице холодно. Мы уж утеплились, как смогли. Каждый день у нас такой в этой поездке – то зима, то лето.

Туннель Сик напоминает каньон Антилопы в Аризоне. Только каньон Антилопы образовался рекой, пробившей себе дорогу внутри скал, и солнечный свет только изредка проникает в каньон. Сик же гораздо шире – над макушками скал видно небо. Но из-за того что скалы высоченные, а проход неширокий, создаются такие причудливые переходы.

В туннеле сумасшедше красиво. Мне, наверное, этот проход по туннелю понравился больше всего из всей нашей поездки в Петру.
Великолепный цвет камня. Можно увидеть все оттенки: от желтого до красного, от белого до чёрного.

Интересно разглядывать камни и находить различные фигуры. Здесь вот мы разглядели рыбу

А тут – парочка слоников

Тут наша фантазия разыгралась, и мы разглядели обезьянку

Здесь же практически мунковский “Крик”

Трудно поверить, что когда-то здесь проходил оживленный торговый путь, и через этот туннель шли целые караваны. Теперь же здесь ходят только туристы, и местные жители – бедуины, которые все как один похожи на Джека Воробья в исполнении Джонни Деппа из Пиратов Карибского Моря. Или это Джонни Депп гримировался под бедуинов?

Конечно, самое волшебство наступает, когда ты подходишь к концу туннеля и сквозь узкую щель в скалах начинает проступать кусочек Эль-Хазне. Сначала лишь чуть-чуть

Потом побольше

Визитная карточка Петры

Это сокровищница или казна, Эль-Хазне. Абсолютно симметричное здание. Совершенно непонятно, как его построили здесь среди голых камней.

Я так понимаю, что точно так и неизвестно, для чего было построено это здание. Наш гид сказал, что это мавзолей правителя набатеев. Говорят, что в чаше, которая стоит наверху, когда-то хранились сокровища, что и дало название Эль-Хазне.

Ещё десять лет назад туристам разрешали заходить внутрь здания. Теперь же можно смотреть на него только снаружи. Перед казной располагается шумная площадь, где смешались в кучу кони-люди – толпятся туристы, пытающиеся сделать сотый, самый красивый снимок; бедуины пристают к туристам, предлагая покатать их на верблюдах; тут же располагаются сувенирные палатки, а отдельные торговцы разложили свой товар прямо на земле.

За спинами Дениса и Филиппа как раз находится проход в туннель, из которого мы только что вышли. Узкая щель, прячущаяся в окрестных скалах. Интересно, как торговцы много лет назад отыскали этот заветный проход?

От Эль-Хазне можно прогуляться по дороге к еще нескольким наскальным постройкам, которые, правда, сохранились не так хорошо, как казна.

Интересно, что и здесь успели “наследить” древние римляне, о чем свидетельствуют останки древнеримского амфитеатра.

Строения в скалах, конечно, очень интересные, но я была просто в восторге от самого камня. Природа, конечно, – самый талантливый творец. Какие изумительные формы.

А цвет камня? Только посмотрите на это разноцветье!

А эти загогулины!

В скалах очень много пещер-склепов. Сейчас их, правда, очень активно обжили бедуины, которые “работают” в Петре.

Тут уже нравы попроще, чем около Эль-Хазне, и можно свободно лазить по скалам, что мы с удовольствием и сделали. Особенно, некоторые из нас.

До самой дальней точки, где располагается древний монастырь, мы уже не пошли, там надо забираться в гору. А мы уже довольно сильно устали.

Еще один прощальный взгляд на Эль-Хазне

И через туннель Сик возвращаемся к нашему автобусу.

Дальше у нас по плану обед в кафе в городе Петра, где мы пересеклись с огромной русской туристической группой. Как только сели за стол, пошёл сильнейший дождь. Но нам это уже было не страшно – ели мы внутри, а потом уже ехали два часа в автобусе. Дождь шел всю дорогу до границы.

На границе наш гид Али передал нас с рук в руки Ахмеду. Последний, похоже, так весь день и “протусовался” на границе. Получили иорданские штампы в паспорта, распрощались с Ахмедом. И опять, как перебежчики, потопали пешком к израильской границе – мины слева, мины справа, ни шагу в сторону. Только одна наша маленькая группка возвращалась из Иордании. А навстречу нам, из Израиля, шли целые колонны иорданских мужчин, которые возвращались домой после рабочего дня. Как нам сказали, они работают в Эйлате на стройках, и с собой им не разрешают ничего проносить, ни малейшей сумочки.
Я даже не знаю, нужно ли нам было ехать в Петру. Нет, нам, наверное, нужно было – коли уже была такая мысль, надо было “галочку” поставить. Но вот теперь, после того, как мы это все увидели, я и не знаю, надо ли это рекомендовать. Может, все-таки в каньон Антилопы?

Продолжение следует…

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *