Путь меча или кендо по-японски

Раз в неделю я хожу в школу Антона и помогаю в библиотеке – книжки там по полкам расставляю, новые экземпляры сортирую и оборачиваю в специальные защитные обложки, каталоги помогаю составлять. Очень мне там нравится – библиотека красивая, большая, светлая; книг много; и люди приятные там работают. Главный библиотекарь работает в этой школе первый год, приехала из Австралии. Женщина она энергичная, много чего нового придумала – разные там программы, чтобы дети больше книг читали. Создала специальные коллекции – для любителей приключенческой литературы, фантастики, отдельный книжный шкаф для девочек оформила под названием «Мир принцесс».

На этой неделе беседовали мы с библиотекарем, я ей и говорю: «А почему бы вам не сделать отдельную коллекцию классической литературы? А то дети в школе совершенно классику не читают и не знают.» И тут она мне выдала: «Да, хорошая идея. Я как раз слышала, что выходит новое издание произведений Шекспира для детей – в комиксах. Надо будет заказать!»

Вот теперь я сижу и думаю, может мне больше в эту библиотеку и не ходить…

Но не буду о грустном, лучше я вам, как и обещала, расскажу о еще одном внешкольном увелечении Антона – кендо, фехтовании на японских мечах.

Когда мы стали искать клуб для занятий кендо, выяснилось, что примерно в пятнадцати минутах ходьбы от нашего дома находится огромный спортивный центр, принадлежащий нашему району Минато-ку. В этом центре созданы все условия для занятия спортом – есть большой зал с тренажерами, беговая дорожка, бассейн, баскетбольный и волейбольный залы, площадки для бадминтона, множество столов для настольного тенниса, и еще куча самых разнообразных доджо – для карате, дзюдо, айкидо, кендо. Даже специальная площадка для стрельбы из лука есть. Чтобы посещать этот спортивный «рай» нужно в автомате при входе покупать разовый билет на день, который для жителей нашего «ку» стоит всего 400 йен (для детей – 100 йен) – а дальше занимайся, сколько хочешь, хоть целый день. Те, кто живет за пределами района, тоже могут приходить, только им придется чуть больше платить. Но это еще что – у нашего «ку» неподалеку от Токио есть даже специальный пансионат-санаторий. Путевки в этот пансионат разыгрываются на специальных лотереях, проходящих несколько раз в год. А принять участие в лотерее может любой житель района.

Но возвращаясь к спортивному центру – в нем можно заниматься самостоятельно, а можно посещать разнообразные классы. Вот мы Антона и записали на класс кендо. При этом детям, которые регулярно посещают какой-либо класс, выдают специальный пропуск, и тогда за посещение центра им вообще платить не надо.
Класс кендо для детей ведут три инструктора – двое мужчин и одна женщина. Они уже пенсионеры, и работают в центре на общественных началах. Но несмотря на свой преклонный возраст, они в такой хорошей спортивной форме, что сто очков вперед любому молодому дадут. По крайней мере отжимаются, качают пресс и скачут по залу наравне со своими юными воспитанниками.

При классе существует еще так называемый родительский комитет, в который входят наиболее активные мамаши детей, посещающих класс. Этот родительский комитет ведает некоторыми организационными вопросами типа записи новых детей в эту секцию, покупкой подарков к праздникам для тренеров и т.п. Когда мы с Антоном пришли на первое занятие, эти мамочки из родительского комитета первым делом объяснили нам правила поведения в этом классе – что внутри доджо ходят только босиком, что надо обязательно кланяться, когда входишь в зал и выходишь из него, что в зале нельзя ничего есть и пить. Особое внимание они уделили вопросу, как следует мамам сидеть во время занятия. Дело в том, что пока дети занимаются, все мамы сидят на матах в одном конце зала, ожидая детей. Японские женщины должны сидеть на коленях, поджав под себя ноги. В начале и в конце класса, когда у детей проходит церемония, и выступает сэнсэй, нужно сидеть очень ровно, выпрямив спину. А потом в течение класса позволяется немного расслабиться и сдвигать ноги немного то в одну, то в другую стороны. Но ни в коем случае нельзя садиться, пардон, на пятую точку, выставляя ноги перед собой – так женщине сидеть неприлично. Вообщем, та еще пытка – полтора часа на коленях сидеть. Я кое-как первое занятие высидела, а после этого стала ждать Антона не в спортивном зале, а в кафетерии.

Занятия проходят два раза в неделю, но Антон ходит только один раз – у него много всяческих других занятий. Обычно в классе занимается человек тридцать, при этом некоторые дети ходят уже несколько лет, другие же начали заниматься только недавно. Вначале класса проходит разминка, и все занимаются вместе. А потом детей делят на три группы в зависимости от навыков. Антон вместе с другими новичками попал в группу к сэнсэю-женщине. Она чуть-чуть говорит по-английски, что очень Антону помогало, особенно вначале.

Первые месяцы Антон и еще несколько ребят, которые начали заниматься одновременно с ним, ходили на занятия в обыкновенной спортивной одежде. Сэнсэй должен был посмотреть, насколько серьезно их отношение к кендо, хотят ли они серьезно заниматься, и достойны ли этого. И только по прошествии четырех месяцев наша тренер сказала, что мы можем купить форму. (Мы, кстати, дома периодически обсуждали вопрос, не бросить ли Антону заниматься. Вроде посмотрел, попробовал – и хватит. Но когда сэнсэй сказала, что теперь нужна форма, Антон сразу заявил, что он заниматься непременно будет, что ему очень нравится и т.п.).

Форму мы пошли покупать в специализированный магазин. Вернее, это даже не магазин, а маленькая лавочка, расположенная на первом этаже двухэтажного японского дома. Именно такая, как в старых фильмах показывают – с раздвижными стеклянными дверями с перекрещенными деревянными планками. С маленькой темной комнатой, стены которой отделаны деревянными панелями, а пол покрыт татами. Когда мы пришли, хозяин сидел, скрестив ноги, и что-то там шил.

Это было очень нелегко объяснить по-японски, чего мы хотим. А еще тяжелее было понять, что нам говорят в ответ. Хорошо, что мы с Антоном ходим на разные классы японского языка – получилось, что что-то он знает, что-то я – а в результате, мы смогли заказать Антону форму и даже поняли, когда ее можно забрать. Сразу ее не отдают, потому что и на куртке, и на штанах должно быть вышито имя владельца. Очень стильно смотрится имя «Антон», вышитое катаканой (но на фотографии этого, к сожалению, не видно, так как надпись располагается сзади).

Форма состоит из двух частей – наверх одевается куртка, которая называется кендо-ги или кейко-ги, а вниз – юбка-брюки с многочисленными складками (ох, как же неудобно ее складывать после занятий!). Называется эта юбка – хакама. Кендо-ги чем-то похожа на верх от кимоно для восточных единоборств, только изготавливается она из очень толстого и прочного хлопчатобумажного материала, так как ткань служит дополнительной защитой от ударов. Для детей более младшего возраста такие куртки делаются из ткани белого цвета с синими ромбами, а более старшие дети и взрослые носят однотонные темно-синие кендо-ги.


Юбка-брюки, хакама, также обычно бывает темно-синего или черного цвета и изготавливается из хлопка или полиэстера. Широкие штанины хакамы позволяют легко и свободно двигаться. В верхней части задняя и передняя половины юбки не сшиты между собой, а представляют собой отдельные части, к двум концам которых приделаны длинные широкие тесемки – химо. Сначала на талии закрепляется передняя часть юбки, примерно так, как завязывается фартук, только пояс обматывается вокруг талии несколько раз. А потом таким же образом закрепляется задняя половина. Свободные концы химо потом затыкаются под пояс, при этом важно, чтобы продевались они снизу вверх – это принесет удачу. А если концы будут заткнуты сверху вниз – удача «уйдет» в землю.


Кейко-ги и хакама – это только часть костюма бойца кендо. Еще через несколько месяцев занятий Антону можно будет одевать богу – защитное снаряжение. Богу состоит из специального шлема (мэн) с защитной сеткой для лица, высоких перчаток (котэ), для защиты рук, кольчуги (до), защищающей верхнюю часть тела, и специального пояса со свисающими к низу тяжелыми пластинами для защиты нижней части тела и ног. Вот так выглядит полностью экипированный кендо-ка.

На тренировках используется два вида оружия: длинный деревянный меч, который называется бокто и круглый меч из бамбука – шинай. На фотографии бокто расположен на переднем плане.

Бокто по виду напоминает японский стальной меч – катана, только изготовлен он из твердых пород дерева. Он используется для выполнения специальных упражнений, ката. Подобного рода комплексы есть в любом виде восточных единоборств. В японском кендо существуют 10 ката, разработанных для оттачивания техники, тренировки определенного вида ударов.

Для поединков используется меч шинай, представляющий собой четыре бамбуковые пластины, соединенные вместе кожей и специальными веревками. Удары в кендо выполняются или определенной гранью шиная, или его острием.

Тренировки кендо, так же как и соревнования – очень громкие. И это не только от того, что деревянные мечи громко стукаются друг о друга. При выполнении ударов бойцы должны издавать определенные крики, а также громко топать ногой. Вообще, шаги, притопы, прискоки – работа ног в целом – очень важная составляющая кендо, и оттачиванию «ножной» техники отводится не меньше времени, чем постановке ударов мечом. Ну и, конечно, большое внимание уделяется соблюдению ритуалов –как надо кланяться перед началом схватки и после нее, как надо приседать, держа в руках меч, на какое колено нужно опускаться в первую очередь при приседании, и с какой ноги начинать вставать.

А в начале и в конце каждого занятия все ученики садятся в ряд перед учителями, и старший сэнсэй всегда произносит небольшую речь, напоминая детям о том, как важно быть не только хорошими бойцами, но и хорошими людьми. А потом все ученики кланяются и благодарят своих учителей и своих родителей. Ведь кендо – это не только путь меча, но как и любое «-до», путь самосовершенствования. И не только своего тела, но и духа.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *